Когда Иван Купала?
Праздник Ивана Купалы являет собой ещё одно доказательство того, что свято место пусто не бывает. По православному календарю – это день рождения Иоанна Крестителя, отмечаемый 7 июля. Что соответствует 24 июня по старому стилю. Изначально же, в языческие времена, Иван Купала праздновался 21 июня, то есть в день летнего солнцестояния. Дата сама по себе необычна, так как именно этого числа мы наблюдаем самую короткую ночь в году и самый длинный день. С пришествием христианства на Руси праздник остался, а дату изменили. Но если бы вы спросили о ней у неоязычников (или родноверов – не путать со староверами, так как это совершенно разные религии), вам бы ответили: «Какой такой Креститель? Купала – наш праздник!».
Действительно, в дохристианские времена день летнего солнцестояния связывали с рождением детей бога луны, огня и домашнего очага Семаргла и богини ночи Купальницы, близнецов Купалы и Костромы. Пересказывать легенду нет смысла, так как все вы её знаете – позже она с некоторыми изменениями стала сказкой о братце Иванушке, которого унесли гуси-лебеди, и сестрице Алёнушке, отправившейся на его поиски. В первоисточнике близнецы встретились, став уже взрослыми: ветер сорвал с головы Костромы венок, а Купала подобрал его и вернул хозяйке. Брат и сестра не признали друг друга, так как были разлучены много лет, между ними возникли любовные чувства, и они поженились. Однако чуть позже, поняв, что являются родственниками, а потому не могут быть супругами, Кострома и Купала вместе бросились в реку и утонули. Но боги высшего пантеона, растроганные историей трагической любви, вернули их к жизни, превратив в цветок Купала-да-мавка (мавками, или иначе – русалками, по поверьям становились утопленницы, девочки либо юные девушки, не познавшие материнства), который в христианские времена также переименовали: растение стало зваться Иван-да-Марья.
Это интересно
Почему даты языческого праздника Купалы и христианского дня Иоанна Крестителя совпадают? Чтобы понять это, нужно сделать небольшой экскурс в историю. Менталитет людей X века существенно отличался от нашего с вами. Русь не знала христианства, люди жили по исконным законам предков и природы, которые позже церковниками были презрительно названы языческим культом. И, разумеется, простому человеку не было дела до политических игр киевских князей, которые для укрепления своего авторитета в Европе решили принять христианство как официальную государственную религию. Никто не хотел принимать нового бога – однако с вооружёнными солдатами крестьянину не поспорить: людей сгоняли к водоёмам и крестили насильно, разоряли капища, уничтожали любые признаки русской самобытности. Сегодня мы сказали бы о событиях тех дней одним ёмким словом – глобализация. Целесообразен или нет был тот шаг, судить не нам с высоты XXI века, однако он не прошёл для Руси безболезненно.
Можно окрестить человека без его согласия – а как заставить его веровать? С этим вопросом столкнулись церковники, осознавая колоссальные масштабы работы, которая им предстоит – сделать православными христианами крещёных язычников. Спешка в этом деле неуместна: невозможно враз забыть всё, что знал о мире до того как тебя загнали в реку, и познать новую истину. Так получается только у политиков – род деятельности обязывает. Потому церковь пошла на некое подобие компромисса: желаете отмечать традиционные праздники – отмечайте на здоровье. Прыгайте через костры, жгите чучела и пеките караваи, но имейте в виду – это мы вам разрешили. Купала, Коляда, Масленица, Родоница, обрели новые названия, не теряя, в сущности, своего смысла.
Впрочем, не теряя лишь отчасти. Шли века – менялись и люди. На сегодняшний день праздник Купала не забыт, его до сих пор повсеместно отмечают как христиане, так и родноверы, и даже люди, одинаково далёкие от этих двух религий. Обязательные атрибуты купальской ночи – костёр, гадания, венки, поиски цветка папоротника, дарят ощущение ожившей сказки, позволяют прикоснуться к таинственному и непознанному. А о виновниках торжества, Купале и Костроме, уже мало кто помнит: расчёты христианских священников Х века вполне оправдались. Видно, судьба им – так и оставаться для потомков всего лишь цветком с поэтическим названием Иван-да-Марья.
Источник картинки: pravv.km.ua
Нужно добавить, что этот языческий праздник сохранился до наших дней не только на Руси. Например, в Латвии — это всемирно известный Лиго, празднуется в ночь с 23 на 24 июня по новому стилю. Также этот праздник можно встретить в других славянских странах, Чехии, Польше, где отмечают тоже по григорианскому календарю.
Думаю, не стоит так категорично отзываться о насильном обращении в христианство язычников – это все стереотипы атеистической веры. Во всех событиях истории, в частности и истории теологии, есть некий дуализм: да, крестовые походы и инквизиция, это одна сторона медали. А принятие новой религии – это поднятие на совершенно новую ступень в развитии, это новый этап эволюции мировоззрения человека. Уверена, меня поддержат те, кто имеет существенную базу знаний в этой области! Надо помнить о том, что массовая культура, сознание человека было именно на том уровне развития, которое обладало слишком узкими рамками взглядов и миропонимания в целом, что и обусловило такой жесткий переход от язычества в новую веру.