Самые популярные материалы за последнюю неделю
загрузка...

Кто такой олигофрен?

Олигофрения – дефект психологического развития, как правило врождённый, реже – приобретённый в младенческом возрасте. Ещё это явление называют умственной отсталостью или малоумием, так как его основное проявление – частичная или полная невозможность социальной адаптации из-за аномально низкого интеллекта. Выявить характерные нарушения развития можно в самом раннем возрасте – но, увы, данная болезнь не лечится. Единственное, чем можно помочь ребёнку-олигофрену, это постараться максимально полно адаптировать его к жизни в обществе. Разумеется, учитывая его особенности. Тому служат государственные социальные программы, но всему начало – семья.

Многие семьи, узнав, что их ребёнок неполноценен, отказываются от него. Их можно понять, ведь такие дети никогда не станут ни предметом гордости, ни опорой в старости. Едва ли кто-нибудь станет всерьёз осуждать родителей, которых постигло такое горе. Но не всё так однозначно, и перед тем, как решится на столь ответственный и негуманный шаг, следует хорошо, очень хорошо подумать. «Почему негуманный? — спросите вы, — Ведь олигофрен ничего не понимает. Ему всё равно, где находиться – в семье или в детдоме». Это не совсем верно. Начнём с того, что умственная отсталость имеет три степени:

— идиотия (IQ<20): абсолютно полная невозможность социальной адаптации. Больной не способен на самостоятельные, даже самые простые действия, не может научиться ходить, в некоторых случаях – даже сам жевать пищу. Речь, разумеется, тоже не развивается. Как бы ни цинично звучало, но идиот полностью недееспособен, и приспособиться к жизни в обществе не может.

Это интересно

— имбецильность (IQ 20-50): средняя степень слабоумия. Больного можно обучить простейшим действиям – самостоятельно есть и даже ухаживать за собой, выполнять несложные поручения. Развиваются имбецилы с опозданием, речь их как правило невнятна, чаще это звуки чем связные предложения. Самостоятельно жить имбецилы не могут, но при постоянном присмотре существовать вполне способны. Они узнают знакомых, привязываются к тем, кто за ними ухаживает, и грубо говоря, являются такими себе остановившимися в развитии большими детьми. При хорошем уходе и правильном воспитании могут быть частично адаптированы к жизни в социуме.

— дебильность (IQ 50-70): самая лёгкая степень олигофрении. Таких людей от здоровых отличишь не сразу – они вполне сносно разговаривают, могут выполнять различные действия, от самообслуживания до простейшей работы (вроде уборки помещений или подметания тротуаров). При правильно организованном процессе социальной адаптации, дебилы способны научиться читать, считать и писать, выполнять несложные логические операции. Но при этом не могут жить самостоятельно из-за неспособности принимать решения, чрезмерной медлительности, доверчивости и впечатлительности.

Как мы видим, далеко не все олигофрены безнадёжны. Да, воспитывать отсталого ребёнка – испытание, требующее настоящего мужества, и всё же это не брак производства, который можно безжалостно выбросить, а ваша плоть и кровь. Хоть и больной, но человек. Которого ещё можно спасти. Существует множество методик, занимаясь по которым с ребёнком, можно помочь ему адаптироваться в мире людей, обучить приёмам самообслуживания, хоть немного развить интеллект. В детдоме его бы воспитывали чужие люди, у которых душа за подопечного не болит, а ведь при воспитании таких сложных детей от педагога требуется поистине ангельское терпение и неутомимое упорство. А ещё любовь. Да, даже олигофренам нужна любовь, поэтому лучшие для них воспитатели – всё-таки родители.

Дальнейшая социальная адаптация происходит в специализированных школах для детей с ограниченными возможностями. Разумеется, посещать обычное учебное заведение такой ребёнок не сможет, и причин тому множество – начиная от чрезмерно сложной для него программы, до возможной агрессии по отношению к нему одноклассников. Общение со сверстниками олигофрену необходимо также как и любому другому школьнику, и всё же нужно помнить: пусть и не со зла, но дети бывают жестоки, а потому умственно отсталому ребёнку лучше находиться в обществе себе подобных.

Некоторые родители стараются изолировать детей-олигофренов от общества – кто-то стыдится неполноценного потомства, кто-то попросту бережёт его от возможных стрессов, но неправы и те, и другие. Только взаимодействие с миром может помочь ребёнку развиваться как личность – пусть медленнее чем его здоровые сверстники, пусть не добиваясь таких же успехов, но развиваться. Чтобы однажды стать пусть особенным, но всё же полноправным членом общества.

Источник картинки: muslib.ru 

загрузка..

Комментарии

  1. Артем

    Ответить

  2. Елена

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *