Самые популярные материалы за последнюю неделю
загрузка...

Чем отличается драма от мелодрамы?

Всем известно, что искусство бывает массовым и элитарным, популярным и авангардным, поучительным и развлекательным. Не существует хороших или плохих жанров: даже самые причудливые творения самых неординарных авторов находят своего потребителя, если выполнены качественно и имеют хоть относительную художественную ценность. Любое произведение ориентировано на определённый круг читателей (зрителей, слушателей…), с учётом их интеллектуального и культурного уровня. Если представить себе упрощённую схему творческого процесса, оправдать ожидания потребителя – вот задача автора. Именно этим принципом и обусловлено многообразие жанров. Причём чем потребности целевой аудитории проще, тем популярнее жанры произведений, для неё созданных. «Низкопробщина», — фыркнут эстеты, и будут неправы. Так называемый мейнстрим и элитарное искусство – слишком разные вещи, чтобы их качественно сравнивать.

На смену традиционного для классической литературы и драматургии жанра трагедии, начиная с XVIII века приходят драма и мелодрама. Они более жизненны, в них нет помпезности и пафоса, столь характерных для более раннего искусства, и это неудивительно: слишком сильно изменился мир с приходом научно-технической революции, чтобы это не могло отразиться на рядовом человеке. Раньше литература и театр были доступны лишь аристократии, а потому и служили потребностям столь узкой целевой аудитории. Новое же время диктует свои условия: простой человек, даже не будучи богатым, стал просвещённей, культурней, образованней, он стремится к познанию и самопознанию, к красоте, коей так мало в реальной жизни, но так много в искусстве. Человек нового времени уже не загноблен непосильным трудом как его предки, и его эстетические потребности должны быть удовлетворены. Так вот драма – это такой народный вариант трагедии, описывающий жизнь простого человека, с его стремлениями и чаяниями, на фоне реалий того мира, который видит целевая аудитория за собственным окном. И также как в жизни, противостояние личности и общества оборачивается сломанными судьбами тех, кто дерзнул бросить вызов системе.

Это интересно

Социальный конфликт – лейтмотив драмы. «Однажды подобное может случиться и с вами», — будто намекает автор читателю. Играть по правилам мира, в котором живёшь – или слушать голос совести, заглушающий ропот толпы? Веления сердца – или чувство долга? Прогнуться под общепринятое – или бороться за свою правду?.. Ответы потребитель должен найти сам, ведь происходящее на сцене, на страницах книги или на экране кинотеатра является моделью его собственной жизни. В героях он видит себя. А автор, выступая в роли провидца, предрекает тщетность борьбы: увы, в драме, как и в жизни, война против системы крайне редко заканчивается благополучным исходом.

Но далеко не всем потребителям по душе такой пессимизм. Жизнь и так тяжела – зачем расстраиваться ещё и из-за несчастий героев? К тому же, не каждый обыватель стремится понять остросоциальный подтекст, ему хочется простых человеческих страстей: любви, ревности… Конфликт между двумя влюблёнными тоже может быть драматичен – различие лишь в масштабности. Автор мелодрамы не выставляет напоказ всю неприглядность реальной жизни, заменяя её красивой сказкой для взрослых, лейтмотивом которой выступает всепобеждающая сила высоких чувств.

Мелодраму относят к лёгким, массовым жанрам, основной целевой аудиторией которых является прекрасная половина человечества. Уставшие от бытовых проблем и безрадостности будней женщины со слезами восторга наблюдают за похождениями героинь – их жизнь полна впечатлений и эмоций, красивых вещей и галантных кавалеров. Всего того, чего немножко не хватает самим зрительницам. Стоит ли говорить, что Happy End – непременный атрибут мелодрамы? В награду за душевные страдания героиня получает в финале главный приз, мужчину своей мечты. Немножко светлой грусти, романтика и звон свадебных колоколов…

Существует ещё более лёгкий, если не сказать примитивный поджанр мелодрамы – ангст. Появилось в масскультуре это явление сравнительно недавно, и его целевая аудитория – молодёжь и подростки. Крайне характерен ангст и для так называемого «некоммерческого» (или скажем прямо, любительского) творчества. Его цель – демонстрация тяжёлого психоэмоционального состояния героев: грусть, тоска, безнадёга, бессильная ярость, обида, подавленность. Автор «препарирует» персонажей во всей красе, культивируя их слабость перед обстоятельствами, сочно и красочно описывая их душевные страдания, как правило – в ущерб художественной ценности сюжета. Но целевая аудитория данного недожанра столь всеядна, что с удовольствием поглощает тонны картонной боли, и даже умудряется её переварить.
Причина, опять же, в запросах потребителя: каждый из нас желает видеть в героях немного облагороженную проекцию себя, любимого. А авторам только и остаётся, что удовлетворять благодарного читателя, зрителя, слушателя, тем, чего от него требуют.

Источники картинок: fanpop.com, polskatimes.pl 

загрузка..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *